Хабаровское время
12:31
Среда, 8 Мая
Курсы валют
сегоднязавтра
98.56 98.47
91.69 91.31
Котировки
РТС 1185 10.57
ММВБ 3427.61 21.79

Хроники БАМа. Часть 1

17:3512.03.2024 16+ 725 18+

Об освоении Забайкалья и Приамурья задумывались еще в середине XIX века. Первые идеи строительства железной дороги севернее и восточнее Байкала выдвигались еще в 1887 году.

Над проектом трудились лучшие инженеры России. В 1889 году была организована экспедиция. Непроходимая тайга, горные разломы, болота, стремительные реки и вечная мерзлота стали причиной вердикта: "Местность настолько сложная, что Россия в данный момент не в состоянии начать строительство".

В итоге было решено проводить магистраль по южной оконечности Байкала. Так началась история другой, самой большой по протяженности в России и мире железной дороги Транссибирской магистрали, соединившей Челябинск и Владивосток.

Но даже с развитием Транссиба было очевидно, что для огромной страны нужна еще одна транспортная артерия. Во-первых, необходим доступ к месторождениям полезных ископаемых северного Забайкалья. Во-вторых, этот путь пролегал слишком близко к границе с Китаем, и в случае вооруженного конфликта утрата небольшого участка Транссиба отрезала бы Дальний Восток от всей страны.

После Русско-японской войны, когда Российская Империя лишилась Маньчжурии, вновь заговорили о проекте железной дороги. В 1906 году начались изыскательские работы, но из-за высокой цены от планов отказались.

К проекту строительства параллельной Транссибу магистрали вернулись уже при советской власти. И уже в 1926 году железнодорожные войска Красной армии приступили к топографической разведке местности.

В 1932 году вышло постановление Совета народных комиссаров СССР "О строительстве Байкало-Амурской железной дороги".

Наземная разведка в условиях тайги была сложной и рискованной, поэтому в 1936 году впервые применили метод аэрофотосъёмки. Для этого был закуплен целый авиапарк и создано специальное бюро аэрофотосъёмочных работ. К строительству приступили в 1937 году.

Но началась великая Отечественная война, стройка была практически заморожена, а в 1942 году часть уже уложенных путей разобрали и отправили под Сталинград для строительства железнодорожного пути вдоль Волги. В 1947 году был завершен участок от Советской Гавани до Комсомольска-на-Амуре. В 1951 году открылся западный подход к БАМу от Тайшета до Лены.

Поистине историческое событие произошло в 1974 году, когда магистраль получила статус Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Тысячи полных юношеского задора и отваги комсомольцев со всей страны стекались к берегам Байкала и Амура.

Именно этот год, когда от Байкала и от Тихого океана навстречу друг другу двинулись бригады строителей, считается официальным началом строительства.

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.