Как поездка Путина к белым медведям инициировала генеральную уборку арктического хлама военными
Михаил Олейчик, журналист
Эта поездка состоялась ровно десять лет назад. В 2010 году В.Путин посетил самую северную точку России – архипелаг Земля Франца-Иосифа. Он надел спутниковый ошейник на белого медведя и… пришел в ужас.
Нет, не от занесенного в Красную книгу лохматого обитателя Арктики, а от пейзажа, который ему открылся с вершины, где стоит самый северный пограничный столб России. Ниже приводимая цитата Владимира Путина передает не только его эмоциональное состояние, но и некоторую фактуру местного масштаба.
«Посмотрел недавно то, что делается на Севере. Был на Земле Франца-Иосифа, вы знаете, ужас просто! — делился он своими впечатлениями. - После крушения Советского Союза наша армия оттуда со многих площадок ушла, хозяйственная деятельность сократилась. Только на Земле Франца-Иосифа до 60 тысяч тонн брошенных горюче-смазочных материалов. Многие бочки уже подтекают, там и хлористые соединения есть. А вдоль всего Северного морского пути до миллиона тонн может быть, за горизонт уходят брошенные бочки, которые вросли в лед». И потом добавил: «Сколько можно терпеть эту «помойку»? Не пора ли провести в Арктике «генеральную уборку», ведь это наша земля!».
Даже по самым скромным подсчетам в Арктике со времен СССР может находиться до 4 миллионов тонн мусора. И хотя в советские времена Арктика активно осваивалась, проблемы экологии формально признавались, частично и поверхностно решались, но оставались на периферии приоритетных задач государства. Ведь не зря очень часто в песнях и в стихах тех лет Север называли «дальним».
Несмотря на многие нормативно-правовые (например, отсутствие единого информационного ресурса объектов накопленного экологического ущерба) и финансово-организационные проблемы, в 2011 году было принято решение начать работы по уборке мусора на архипелаге Земля Франца-Иосифа. За четыре года сезонных работ экологическое подразделение Северного флота подготовило к утилизации более 3300 тонн металлолома.
В 2013 году, через год после назначения Сергея Шойгу министром обороны, принимается «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Согласно этому документу экологам предстояло убрать 4 млн т промышленного строительного мусора и 12 млн железных бочек, которые находятся в прибрежной зоне Северного Ледовитого океана.
Кстати, все это относится к категории твердых бытовых отходов (ТБО), которые в рейтинге загрязнителей природы пропустили вперед горно-добывающие отрасли, предприятия нефтяной (случай с утечкой 21 тонны нефтепродуктов под Норильском 29 мая с.г. – самый свежий пример), химической и целлюлозно-бумажной промышленности.
А вот по сути плановое и системное участие военных в генеральной уборке Арктики начинается лишь с 2015 года. В чем особенность экологической стратегии ведомства Шойгу в рамках проводимой военной реформы, в том числе применительно к Русской Арктике?
Во-первых, военная экология приобретает ориентированную на практическую деятельность законодательную базу. Речь идет об изданном министром обороны в сентябре 2015 года приказе, утверждающем «Положение об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации» (ОЭБ). Его главная идея – формирование вертикали органов управления экологической деятельностью в армии. Центральный орган - Штаб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил. Далее вниз по вертикали создаются соответствующие структуры ОЭБ в военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях и частях.
Одна из задач этих органов, как сказано в Положении, очистка (рекультивация) загрязненных территорий на военных объектах, а также подготовка военнослужащих и лиц гражданского персонала по обеспечению экологической безопасности, формирование их экологической культуры.
Что касается подготовки кадров и очистки арктических территорий, то это особая процедура. Участвовать в генуборке предлагают добровольцам, поскольку работать им придется в самых суровых условиях. И несмотря на это, как утверждают в военном ведомстве, желающих отправиться в Арктику столько, что приходится проводить конкурс.
В ходе подготовки военнослужащие осваивают десятки единиц спецоборудования: краны, грейдеры, прессы, бензорезы и т.д. Бочки утилизируются тоже по особой технологии. Если в таре есть содержимое, его сливают в специальную емкость, а затем факелом выжигают остатки нефтепродуктов. После этого бочку помещают под 45-тонный пресс и сжимают, словно пустую жестяную банку. При прессовке объем тонкостенных бочек уменьшается в 10 раз, а тяжелых, толстостенных — в 3-4 раза. До 800 сплющенных бочек помещается в 20-тонные контейнеры, которые вывозят морским транспортом на материк для последующей утилизации.
Говоря о нормативно-правовой базе военного ведомства в сфере экологической безопасности, отметим, что она формируется и осуществляется в благоприятном контексте федерального уровня и на отдаленную перспективу. Достаточно упомянуть, например, принятую в апреле 2017 года «Стратегию экологической безопасности РФ на период до 2025 года» и масштабный национальный проект «Экология» на период с 2019 по 2024 годы.
С учетом этих и других документов Генштаб уже дважды издавал «Дорожную карту проведения мероприятий по ликвидации загрязнений на объектах Вооруженных сил Российской Федерации» (2014-2020 и 2020-2023 гг.). В соответствии с последним документом в течение 2020 года за полярным кругом должно быть собрано 2,5 тыс. т металлолома.
Во-вторых, всей этой работой должны заниматься штатные специальные подразделения - экологические взводы, к формированию которых и приступило военное ведомство.
В принципе подразделения по ликвидации экологического ущерба создавались ранее по временным штатно-должностным расписаниям на период выполнения конкретной задачи. В их состав включали военнослужащих и технику инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, а также инженерно-аэродромные части. Кроме того, им помогали специалисты Центрального жилищно-коммунального управления Минобороны.
Что касается экологических взводов, то первый из них численностью 20 человек был сформирован в 2015 году на Северном флоте. Подразделение начало генеральную уборку острова Котельный архипелага Новосибирские острова. Позже экологические взводы начали создавать в округах, увеличивая их численность и оснащение спецтехникой. Например, первый эковзвод Центрального военного округа сформировали летом 2018 года, а объектом его генеральной уборки стал военный аэродром Алыкель близь Норильска и сам город. Эти объекты освободили от 750 тыс. тонн мусора.
В Восточном военном округе сводное экологическое подразделение сформировали в мае 2020 года. Его численность – более 40 военнослужащих, на «вооружении» которых - 10 единиц техники и около 20 единиц специального технологического оборудования. Объект генеральной уборки – остров Врангеля. Экологическая операция будет проведена в период с 1 июня по 1 октября 2020 года, а вывоз мусора запланирован на 2021 год.
Некоторые итоги деятельности экологических взводов на сегодняшний день: очищено более 113 тыс. кв. км территории, собраны 23 242 тонны металлолома и вывезены – 18 600 тонн. В полном объеме методом подрыва утилизированы все подлежащие сносу 453 здания.
В-третьих, начиная с 2020 года министерство обороны начало увеличивать штат экологических подразделений (на 30%), их количество (например, в Центральном военном округе в мае с.г. сформировали уже девять экологических команд), а главное – расширять географию их деятельности.
Специальным командам, которые раньше работали только в Арктике, предстоит очистить от мусора территории вокруг бывших военных и гражданских объектов в отдаленных регионах. В первую очередь - там, где привлечение гражданских специалистов проблематично. Такие объекты имеются, например, в Свердловской, Самарской, Тюменской и Курганской областях, Красноярском и Пермском краях, а также на Ямале. Военнослужащие-экологи станут собирать и отвозить на утилизацию твердые коммунальные отходы и мазут. Кроме того, на загрязненных участках будет проведена биологическая рекультивация земли. В дальнейшем новые подразделения сформируют и в других военных округах.
Похоже на то, что военное ведомство не только оперативно и конструктивно откликнулось на призыв президента России избавиться от арктического хлама, но и проявило инициативу заняться генеральной экологической уборкой в труднодоступных местах расположения своих воинских частей по всей территории России.
Добавить комментарий