В Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге открылся уникальный выставочный проект Ковры Приамурья из коллекций семи музеев Дальнего Востока.
На выставке представлено около 70 изделий, которые демонстрируют все разнообразие коврового искусства Приамурья: все типы ковровых композиций, материалы, используемые для их изготовления, технологии декорирования.
В создании выставки приняли участие ведущие музеи региона: Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, Дальневосточный художественный музей, Музей изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре); Городской краеведческий музей (г. Комсомольск-на-Амуре), Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева (г. Владивосток), Амурский краеведческий музей (г. Амурск), Краеведческий музей Ульчского района.
Выставка является продолжением большого проекта, первым этапом которого стало издание в 2020 году альбома-каталога Ковры Приамурья, собравшего лучшие образцы коврового искусства из коллекций 12 музеев Дальнего Востока. Альбом издан на средства компании Эксон Нефтегаз Лимитед.
Огромная радость переполняет нас и музейное сообщество края за предоставленную возможность познакомить жителей и гостей Санкт-Петербурга с ковровым творчеством Приамурья. Выставка будет работать в Российском этнографическом музее до 3 сентября, отметил генеральный директор Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова Иван Крюков.
С 16 сентября по 10 октября проект отправится в Областной краеведческий музей (г. Иркутск), а с 11 ноября по 31 декабря откроется в стенах Гродековского музея.
В следующем году планируется экспонирование передвижной выставки Ковры Приамурья в музеях Владивостока, Южно-Сахалинска и Комсомольска-на-Амуре.
Коренные народы Хабаровского края нанайцы, ульчи, нивхи, удэгейцы, негидальцы, орочи, эвены, эвенки создали на своей земле уникальную художественную культуру. Одной из наиболее ярких и разнообразных ее форм являются ковры. Для их изготовления используют различные материалы текстиль, мех, птичьи шкурки, кожу рыб, ровдугу, прутья камыша. Наибольшее распространение текстильные ковры получили у нанайцев и ульчей, меховые у северных жителей: эвенов и эвенков. Изделия из птичьих шкурок и ровдуги более характерны для негидальцев. Удэгейцы в прошлом изготавливали ковры даже из бересты.
Расцвет коврового творчества в Приамурье относится к 1950-1980-м гг., в период развития самодеятельного творчества и связанной с ним активной выставочной деятельностью учреждений культуры. Большинство произведений, хранящихся в музейных собраниях, приобретено именно в этот период. Однако и в последующие годы, и в наши дни мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют традиции изготовления приамурских ковров
Добавить комментарий