Форма отчета опекуна утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 927.
Отчет за предыдущий год представляется не позднее 1 февраля текущего года с приложением документов:
- выписки со всех счетов, открытых на имя недееспособного гражданина за период с 1 января по 31 декабря отчетного года;
- копии товарных чеков;
- квитанции об уплате налогов, страховых сумм;
- другие платежные документы, подтверждающие расходы.
Исключение: расходы на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.
Предметы первой необходимости в соответствии с терминологией экономического словаря это наиболее нужные и часто употребляемые вещи, предметы, товары; числовым экономическим критерием отнесения предметов потребления к группе первой необходимости служит величина эластичности спроса на них по доходу, которая должна быть меньше единицы, так как с ростом дохода люди стремятся приобретать предметы не первой необходимости, а более редкие товары. К мелким бытовым нуждам относиться ремонт одежды, обуви, бытовой техники, мелкие сантехнические работы.
Позиции, содержащиеся в форме отчета, предусматривают отражение полного перечня имущества, которое может принадлежать подопечным.
Рекомендации по заполнению отчета опекуна:
- в пункте 1.3 указанные на отчетный период суммы денежных средств должны совпадать с суммами, указанными в сберкнижке или в выписке по счету недееспособного лица;
- в пункте 2 отчета опекуна указывать все изменения состава имущества (снятие денежных средства со счетов недееспособного гражданина, отчуждение, приобретение недвижимого имущества, сдача в наем (поднаем) жилого помещения, находящегося в собственности недееспособного), а также указывать дату и номер акта органа опеки и попечительства, разрешающего произвести действия, изменяющие состав имущества недееспособного гражданина;
- при указании опекуном, что денежные средства подопечного были израсходованы на поездку за пределы населенного пункта (отпуск, лечение и т.п.) прикладывать копии билетов.
- расходы по оплате всех видов жилищно-коммунальных услуг (электроэнергия, газ, домофон, кабельное телевидение, интернет т.п.), произведенных за счет имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина, в отчете опекуна указывать в пункте 5, в таблице под номером 5;
- при оплате жилищно-коммунальных услуг общие суммы, указанные в квитанциях, делить на количество зарегистрированных граждан в данном жилом помещении;
- к отчету опекуна обязательно прикладывать квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- недопустимо указывать оплату по квитанциям ЖКУ жилого помещения, принадлежащего недееспособному гражданину, сдаваемого в наем (поднаем);
- недопустимо нахождение на руках опекунов крупных сумм денежных средств, принадлежащих недееспособным гражданам;
- в случае если недееспособное лицо не является собственником жилого помещения, в подпункте 3, пункта 5 оставлять незаполненной, поскольку производить ремонт жилого помещения за счет средств недееспособного лица недопустимо (статья 30 пункт 3 Жилищного Кодекса РФ, в статье 31 пункте 3, указано, что только дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением);
- пункт 6 заполняется в случае уплаты налогов на имущество недееспособного гражданина.
Если недееспособный гражданин не относится к категории граждан, указанных в статье 407 Налогового Кодекса РФ, то он не освобождается от уплаты налогов и сборов.
Помимо этого, статья 51 Налогового Кодекса РФ устанавливает обязанность уплаты налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун также обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы.
Опекуны, допустившие налоговые правонарушения при исполнении выше указанных обязанностей, привлекаются к ответственности и не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные настоящим Кодексом, за счет имущества лица, признанного недееспособным.
Отчет не принимается, если:
- к отчету не приложены документы, подтверждающие доходы, либо расходы документы;
- в отчете отсутствует личная подпись составителя;
- в отчете не в полном объеме заполнены все представленные таблицы и не указана содержащаяся информация;
- в отчете неверно указана сумма израсходованных денежных средств в интересах совершеннолетнего подопечного.
Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 25 Федерального закона от 24.04.2008 48-ФЗ.
Ежегодное составление отчета важная обязанность опекунов. Отчет позволяет полностью контролировать все траты: сколько зачислено и израсходовано, сумму пособий, сколько денег получено от сдачи жилья в аренду и потрачено впоследствии, и т.д.
Если уполномоченный орган выявит ненадлежащее обращение опекуна с имуществом подопечного, он в судебном порядке потребует возмещения причиненных убытков. Ответственность за это может в виде компенсации за ущерб или при отказе от такого действия, лишается права на опеку и несет административную или уголовную ответственность. Одновременно орган опеки и попечительства должен решить вопрос о целесообразности отстранения опекуна от исполнения возложенных на него обязанностей.
В заключение нельзя не отметить, что существующая система отчетности опекунов или попечителей позволяет органам опеки и попечительства проанализировать ситуацию по управлению денежными средствами и имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством, выявить существующие проблемы в этой области, своевременно предупредить нарушение законодательства.
Добавить комментарий