Хабаровское время
20:00
Среда, 27 Ноября
Курсы валют
сегоднязавтра
108.87 110.49
103.79 105.06

Цифровая грамотность: как защититься от телефонных мошенников рассказали в минцифры края

10:4127.11.2024 16+ 367 18+
Фото: национальныепроекты.рф

Минцифры Хабаровского края совместно с экспертами одного из российских операторов связи составлен топ-популярных видов мошенничества, а также советы как избежать обмана. С 2022 года в стране действует программа кибергигиены, которая реализовывается в рамках национального проекта "Цифровая экономика".

Как отмечают специалисты, сейчас одна из самых частых уловок мошенников звонок от лица "официального представителя" банка, сотового оператора или правоохранительных органов. Злоумышленник требует совершить определенные действия, например, назвать проверочный код из смс или ответ на контрольный вопрос, чтобы получить доступ к личным цифровым сервисам гражданина. Поводы для звонков могут быть разные и на них не нужно реагировать. В такой ситуации необходимо повесить трубку и самостоятельно позвонить по официальному номеру в организацию, от лица которой поступил звонок.

Также звонки могут совершаться от имени родственника или знакомого человека с просьбой о помощи переводе денежной суммы или оформлении кредита. Мошенники нередко применяют технологии искусственного интеллекта, чтобы имитировать чужую речь и запутать потенциальную жертву обмана. При такой схеме сложнее распознать ложь, однако нужно придерживаться главного правила всегда проверять информацию. Необходимо завершить разговор и связаться с тем, кто якобы только что звонил, по другому каналу, например, через мессенджеры, социальные сети, опросить друзей или родственников.

- С введением антифрод-решений, которые блокируют подменные номера, мошенники стали активно использовать мессенджеры. Для убедительности в профиль добавляют логотипы банков или похожую символику других организаций. В разговоре мошенники могут обратиться по имени и отчеству и применить определенный скрипт разговора, чтобы завязать разговор, рассказал Борис Лопатин, старший эксперт компании МегаФон по расследованию фрод-инцидентов. Важно помнить и объяснять, особенно пожилым родственникам, что представители госструктур никогда не звонят гражданам в мессенджерах.

Есть и такой вид мошенничества, когда могут позвонить человеку, а после первого гудка сбросить злоумышленники провоцируют перезвонить на неизвестный номер, пока абонент на линии, со счета списываются деньги. Эксперт рекомендует не перезванивать на неизвестные номера.

- Стать жертвой интернет-мошенников может каждый, поэтому важно понимать, как им противостоять. Высокий уровень цифровой грамотности позволяет избежать многих уловок. Проверить свои компетенции можно в специальном разделе портала Госуслуг, который создан в рамках нацпроекта "Цифровая экономика". На странице есть несколько блоков, посвященных различным типам киберугроз и советы для самых распространенных ситуаций. В том числе есть блок для представителей старшего поколения. Памятки можно отправить родным или распечатать, рассказал Евгений Демин, министр цифрового развития и связи Хабаровского края.

Важно отметить, что злоумышленники чаще всего нацеливаются на самых уязвимых представителей общества: инвалидов, пенсионеров и несовершеннолетних об этом сообщили в ноябре этого года на очередном круглом столе в Совете Федерации. В 2023 году против этих категорий граждан было совершено более 125 тысяч преступлений, что в два раза больше, чем раньше. В 2024 году зафиксировано уже более 100 тысяч подобных случаев. Ущерб от противоправных действий ежегодно достигает 150 миллиардов рублей, из них 15 миллиардов результат несанкционированных банковских операций с личными счетами граждан.

Пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского края При использовании материалов ссылка на сайт www.khabkrai.ru обязательна
Рекламный баннер 990x90px banstati
× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.