Хабаровское время
15:09
Понедельник, 20 Мая
Курсы валют
сегоднязавтра
98.78 98.78
90.99 90.99
Котировки
РТС 1211.87 1.97
ММВБ 3501.89 6.64

Встреча Путин – Байден: чего ждать от саммита?

09:0204.06.2021 16+ 2855 18+

Россия и США пытаются согласовать заявление президентов в условиях надвигающихся новых антироссийских санкций 

В минувшую среду официальный представитель Кремля Дмитрий Песков раскрыл некоторые детали предстоящего 16 июня в Женеве российско-американского саммита. По его словам, подписание совместных документов по итогам переговоров президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена до сих пор не согласовано.  Картину, заметим, могут серьезно подпортить новые санкции США против России из-за Алексея Навального, а также снятие конгрессом запрета на санкции в отношении «Северного потока-2».

Отметим, если сторонам удастся договориться о содержании текста и конкретных формулировках совместного заявления, то это уже будет большим достижением, поскольку с предыдущей американской администрацией Кремлю после встречи Владимира Путина и Дональда Трампа в июле 2018 года в Хельсинки этого сделать так и не удалось.
 
Пресс-секретарь российского лидера уточнил, что никто не собирается «стерилизовать повестку дня перед саммитом». Очевидно, это прозвучало после того, как на днях президент Байден заявил о желании обсудить с Путиным тему соблюдения прав человека в России. В Кремле, если следовать Пескову, не ожидают, что первая встреча лидеров государств позволит выйти на уровень понимания по вопросам «глубокого несогласия», однако российская сторона готова «реагировать на любые постановки вопросов». По его словам, умалять значение саммита не стоит.
 
Как считают эксперты, для успешной встречи в верхах необходимы три главные вещи. Атмосфера доверия, единое или хотя бы общее понимание повестки саммита и политическая воля для преодоления различных сложных моментов. Первого пункта в российско-американских отношениях нет и в ближайшее время, судя по всему, не предвидится, третий – под большим вопросом. Вся надежда связывалась со вторым пунктом, т.е. тем, что Москва и Вашингтон понимают, о чем они могут договориться. И здесь важно напомнить слова замглавы российского МИД Сергея Рябкова, который заявил на днях, что «мы традиционно готовы реагировать на любые постановки вопросов с американской стороны». То есть обсуждать пункты и сближать позиции в сторону общего понимания повестки. «К сожалению, – резюмировал замминистра, – встречной готовности наблюдается гораздо меньше и реже».
 
Следует отметить, что тот же Рябков в начале текущей недели заявил, что «повестки дня США и РФ не совпадают». Этими словами отечественная дипломатия дала понять масштаб проблем, с которыми столкнутся лидеры двух государств во время переговоров. По большому счету, ничего удивительного в данном заявлении нет, особенно учитывая историю отношений двух стран в последние годы. Ведь не Россия же ответственна за демонтаж двухсторонних отношений, не Москва вводила санкции, призывала к изоляции и наказанию партнера – но, несмотря на это, наша страна готова к диалогу по действительно важным для двух стран и мира в целом вопросам. Готовы ли к нему Соединенные Штаты? На словах вроде бы «да» – ведь администрация Байдена неоднократно повторяла, что для нее важен диалог с Россией. Но что будет в реальности на встрече в Женеве сейчас не возьмется предсказать ни один эксперт.
 
Теоретически у предстоящего саммита есть два сценария: он может пройти в формате обмена взаимными претензиями, а может состояться предметный диалог-спор о конкретных темах и проблемах. Да, никто не ждет прорыва или серьезных успехов в виде конкретных договоренностей, не считая вполне вероятных успехов на переговорном поле по стратегическим разоружениям, по совместной борьбе с коронавирусом и некоторого смягчения ограничений на работу посольств. Однако в случае первого сценария разочарование будет всеобщим.
 
У Владимира Путина, судя по всему, нет настроя на перебранку с Джо Байденом. Но понятно, если американский президент начнет выставлять счета России, перечислять претензии, например, в вопросе прав человека, кибератакам, вмешательстве в американские выборы или по Украине, ставить условия и выдвигать требования, то наш президент будет вынужден отвечать в том же духе. Конечно, не по форме, а по сути. Пользы от мероприятия в этом случае будет совсем немного  кроме самого факта его проведения. Хотелось бы надеяться, что встреча пройдет по второму – конструктивному – сценарию.
 
Вполне понятно, что саммит ради саммита никому не нужен – ни Москве, ни Вашингтону. Нужны хоть какие-то, но результаты. Байдену необходимо показать как американцам, так и всему миру, что США возвращаются в мировые лидеры. Однако, если встреча в Женеве пройдет в духе мартовской американо-китайской встречи в Анкоридже, когда стороны обменялись жесткими обвинениями, то никаких очков Байден не заработает, а только навредит своему личному имиджу и Америки в целом. Москве же важно лишний раз показать, что она готова к обсуждению с Вашингтоном любых, даже самых сложных, вопросов. Что же касается Владимира Путина, то как опытный и умелый переговорщик, что он уже не раз доказывал, российский лидер способен в очередной раз продемонстрировать свое умение разговаривать на равных с любым оппонентом.
 
В заключение отметим, чего же все-таки ждут от встречи двух лидеров в Москве и Вашингтоне. Так, глава МИД России Сергей Лавров сказал, что в Москве «не строят иллюзий» относительно саммита в Женеве. «Мы не стараемся создавать впечатление, что будут какие-то прорывы, какие-то исторические судьбоносные решения. Но сам факт разговора двух ведущих держав на уровне первых лиц, конечно же, важен», – подчеркнул он.
 
В свою очередь в американской администрации считают, что эта встреча крайне важна для США. «Мы не считаем данную встречу с российским президентом наградой [Москве]. Мы считаем это жизненно важной частью защиты интересов Америки. Президент Байден встречается с Владимиром Путиным из-за разногласий между нашими странами, а не вопреки им», – заявила заместитель пресс-секретаря Белого дома Карин Жан-Пьер. А ее шеф – Джен Псаки со своей стороны указала, что встреча в Женеве направлена на «восстановление предсказуемости и стабильности» американо-российских отношений.
 
Действительно, как полагают некоторые источники в российских государственных структурах, после встречи Путина и Байдена в двусторонних отношениях стран ожидается «локальное потепление». По крайней мере, считается, что лидеры двух стран могут прийти к договоренностям в сфере стратегической стабильности и в вопросах работы дипломатических миссий. Если удастся согласовать хотя бы эти вопросы, то саммит уже можно будет считать успешным.
 
Сергей Саенко, международный обозреватель
× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.